АНАЛИЗ
состояния и развития мирового рынка производства и показа
стереофильмов "Large Format" на гигантских экранах по материалам симпозиума
международной ассоциации «EuroMax»

Введение:

В рамках проекта создания отечественного стереофильма «Марафон в будущее» (Детям до шестнадцати посвящается) для кинотеатров с гигантским экраном проводится исследование современного состояния данного вида кинематографа. В этой связи было принято приглашение международной ассоциации “EuroMax” Научно-творческому Центру «Стереокино» прибыть в качестве наблюдателя на ее 9-й симпозиум, который проходил с 7 по 10 февраля 2004 года. Европейские производители и дистрибьюторы фильмов для гигантских экранов, объединенные в ассоциацию EuroMax собираются раз в два года на симпозиум для обсуждения вопросов развития рынка этой сферы кино бизнеса.

Местом провидения симпозиума был выбран Берлин с уникальным расположением в 500 метрах друг от друга сразу двух кинотеатров «гигантского экрана»: «Cine Star IMAX» в Sony Center Berlin и «Discovery Channel IMAX 3D». Организаторами симпозиума удалось создать насыщенную демонстрационную программу, которая позволила увидеть панораму современного противоречивого состояния этого вида кинобизнеса. В нашем анализе основной акцент делается одному из последних направлений развития – производство объемных (стереоскопических) фильмов для кинотеатров с гигантским экраном.

Создание и внедрение разнообразных технологий объемного изображения в кинематографе, получившего название стереокино или 3D (Three dimensional) имеют свою длительную историю взлетов и падения интереса к этому изобразительному средству, как со стороны зрителей, так и кино производителей. Для максимально полного эффекта восприятия объемного изображения зрителям всегда не хватало достаточно большого угла наблюдения, который свойственен нам в обычной жизни. Эту задачу удалось решить в последнем десятилетии прошлого века, когда воссоединили вместе две технологии – стереокино и гигантского экрана.

Эффект гигантского экрана:

Технология гигантского экрана LF (Large Format), возникшая в начале шестидесятых годов, базировалась на применении нестандартных 8-ми перфорационного вертикального или 15-ти перфорационного горизонтально расположенных на 70 мм кинопленке кадров. Превышая площадь стандартного 35 мм кадра, соответственно в 5 и 10 раз, стало возможным получить изображение высокого качества на таком же проекционном расстоянии (как правило, длина зала), но уже с большим углом наблюдения, как по горизонтали, так и по вертикали. Именно увеличение угла наблюдения по вертикали было очень важным и принципиально отличало этот вид кинематографа от широкоформатного или широкоэкранного, и создавало иллюзию эффекта присутствия, а сам экран окрестили гигантским. Основным жанром для такого формата были в основном короткометражные документальные - видовые и образовательные фильмы, с присущей им эмоциональностью восприятия. Вплоть до начала 90-х годов этот вид кинематографа не привлекал к себе серьезного внимания кинобизнеса, не имел разветвленной сети кинотеатров и был представлен в основном презентативными роликами на международных ЭКСПО и в научно-культурных развлекательных центрах и парках.

В этом смысле более коммерциализированым и театрализованным было стереокино, которое в периоды бума захватывало традиционную сеть кинотеатров, проводя в них минимальную модернизацию средств показа. В начале 70-х годах наблюдается очередной всплеск развития стереокино. На смену сложной двух камерной и двух проекционной 35 мм системе 50-х годов пришли однокамерные и одно-проекционные системы. Но малые размеры кинокадра, остававшиеся по ширине в пределах стандартного 35 мм кадра, не позволяли достигать максимального эффекта восприятия трехмерных изображений, которые, как и в жизни, зритель должен наблюдать без каких-либо границ. Более того, двух перфорационный формат кадра на 35 мм кинопленке, используемый в зарубежных 3D системах «over/under», резко сократил этот угол. Благие намерения увеличить угол наблюдения по ширине в ущерб площади кадра, не привели к положительному результату, так как вынужденная при этом мера увеличения коэффициента проекции привела к падению четкости и яркости изображения на экране, что подорвало интерес к стереокино со стороны, как публики, так и производителей на Западе.

Вновь производители обращают свои взоры к широкоформатной технологии. Еще в конце 60-х годов представители корпорации IMAX, во главе с канадским изобретателе Colin Low, прибывают в Москву знакомиться с опытом советских специалистов по использованию 70 мм кинопленки в стереокино. По итогам поездки, проведя ряд эксперементальных стереосъемок советским аппаратом, протягивающим одновременно две 70 мм кинопленки с шагом в 5 перфораций, они приходят к выводу, что и в данном случае формат кадра с соотношением 1:2 не отвечает естественным условиям наблюдения. Первые шаги в области увеличения угла по вертикали были достигнуты путем соединения двух 15-ти перфорационных 70-мм аппаратов в единый 3D комплекс, которым были сняты первые стереофильмы для гигантского экрана. Достигнутый эффект оправдал ожидания и уже создается единый аппарат, протягивающий две горизонтальные 70 мм кинопленки по 15 перфораций. Так родилась новая система IMAX-3D. Благодаря двух ракурсной съемке и большому углу наблюдения «гигантского экрана», создается уникальная иллюзия непосредственного присутствия в трехмерном мире.

В этой системе мы имеем принципиально другое восприятие стереофильма. В предыдущих системах стерео эффект оценивался зрителем степенью выхода изображаемых объектов в некое условное темное пространство зрительного зала относительно рамы экрана. По этой причине существовали психологические ограничения в восприятия большого количества объектов в этом условном пространстве, особенно если они обрезались рамкой кадра. Специалисты называли эффектом отжимающего действия рамы экрана. Стереокино на «гигантском экране» позволило устранить условность разделения пространства на зальное и за экранное ввиду отсутствия наблюдаемых границ кадра. Восприятие зрителя было смоделировано максимально близким к условиям восприятия трехмерной реальности. Обогащенное третьим измерением, кино для гигантского экрана стало более привлекательным для зрителей и кинобизнеса. Из кино для музеев, презентаций и международных выставок он превратился в разветвленную мировую сеть специализированных кинотеатров, работающих на постоянной коммерческой основе. Примером такого кинотеатра является «IMAX Nescafe» в Москве.

Экономические сложности роста:

Для проекции на гигантский экран, как уже отмечалось, используется формат кадра размером гораздо больше стандартного 35 мм кинокадра. Основным препятствием к развитию стереокино большого формата для гигантских экранов – является чрезмерно длительный срок возврата денежных средств, инвестированных в производство. Это вызвано высокой технологической стоимостью фильмопроизводства и тиражирования фильмокопий, которая в несколько раз превышает смету производства и тиражирования 35 мм фильма, и ограниченным количеством кинотеатров большого формата в мировом прокате. Существует еще и такой производственно-творческий фактор, который можно назвать «тяжестью формата». Использование 15 перфорационного кадра на 70 мм пленке резко увеличивает размеры и вес съемочного и проекционного оборудования в технологии “large format”, в случае 3D – все эти факторы удваиваются, а по сравнению с традиционным 35 мм форматом вырастают в геометрической прогрессии. Киносъемочный комплекс в стерео варианте достигает одного центнера веса и резко проигрывает в мобильности современным кинокамерам. Художнику более комфортно работать в компьютерной 3D анимации, а не на съемочной площадке. Возникает опасная тенденция отхода от стереосъемок реальной жизни в виртуальный мир цифровых технологий.

Поиски удешевления производства:

Презентация на симпозиуме нового стереофильма “Nascar 3D – The IMAX experience” комментировалась статьей отраслевого журнала в киноиндустрии «LF, examiner» - как возможно последний фильм, который был снят в формате 15 перфораций на 70мм кинопленку. Эти строки, по словам самого редактора журнала James Hyder, следует воспринимать не как псемистический прогноз умирания объемного кино для гигантских экранов, а как поиск производителями новых технологий в достижении аналогичного эффекта. Одним из таких результатов поиска являются стереофильмы “Titanic 3D” Джеймса Камеруна и “Ocean Wonderland” (Чудеса Океана), , созданные с использованием двух цифровых камер высокого разрешения “Sony 9000 HD”, но с последующим выводом на кинопленку для публичного показа в формате 15 перфораций на две 70 мм пленки. Фотографическое качество этих фильмов, безусловно, уступает качеству фильмов, непосредственно снятых на кинопленку. Неискушенный зритель может принять ухудшение качества изображения за плохую видимость под водой (все фильмы пока сняты в водной среде). Но достаточно сравнить их со стереофильмом “In to the Deep”, снятым на 15 перфорационный кадр в 1991 году, чтобы понять истинную причину ухудшения изображения. Несмотря на то, что авторами уже заявлено к производству несколько проектов в данной цифровой технологии, сама технология не получила еще окончательного решения. Причина не только в недостаточном разрешении существующих цифровых камер, но и в принципиальной неспособности предложенной версии сочленения двух цифровых камер выполнять киносъемки расчетно-правильные по стереографике. Об этом свидетельствует, несмотря на авторитет создателей, ряд стереографических ошибок в уже созданных фильмах по данной технологии, что создает у зрителя дискомфортные ощущения, близкие к болевым. Возможно, в будущем компании придут к необходимости создания специализированной цифровой стерео кинокамеры, позволяющей регулировать стереопараметры при съемке.

В первый же день симпозиума компания IMAX вторично (первая была в Москве в сентябре 2003 года) презентовала свою новую технологию DMR (Digital Mastering Reconstruction), которая предполагает через сканирование и цифровую обработку специальной программой конвертировать обычные 35 мм фильмы в 15-ти перфорационный формат на 70 мм кинопленке. Результаты впечатляющие, компания уже выпустила в коммерческий прокат несколько фильмов, из них: «Аполлон 13» и два фильма «Матрица, перезагрузка» и «Матрица, революция», а в ближайших планах анонсирован последний фильм «Гарри Поттер». На семинаре представители корпорации IMAX встретили неожиданный отпор от членов европейской ассоциации. В обращении, зачитанном вице-президентом ассоциации Andrew Oran, обращалось на ряд пагубных явлений, к которым может привести политика корпорации по вовлечению в кинопоказ конвертированных фильмов, заведомо не планировавшихся к съемкам для больших экранов. Особенно эмоциональным было выступление опытнейшего режиссера стереофильмов, сделанных в большом формате, Ben Staseen. Эти выступления не следует принимать как корпоративную защиту от проникновения более сильных конкурентов из Голливуда. Ассоциация обеспокоена тем, что сложившаяся в кинематографе уникальная кинематографическая культура гигантского экрана подменяется простым раздуванием изображения до циклопических размеров.

Отечественная система «Стерео-70» и технология DMR:

Выступая в прениях на семинаре, дав высокую оценку технологии DMR, автор этих строк предложил использовать идею данной технологии не столько в конвертации уже созданных фильмов, не планируемых авторами для гигантских экранов, а непосредственно в производстве фильмов для гигантского экрана. В частности, в производстве объемных фильмов, используя отечественную систему «Стерео-70».

Совпадение в технологиях IMAX 3D и «Стерео-70» по соотношению сторон кадра позволяет использовать отечественную систему как стартовую непосредственно в съемочном процессе с последующей конвертацией каждого 35 мм кадра 70 мм стереопары в два 15 перфорационных кадра на 70 мм кинопленке. Это даст существенную экономию в киносъемочном процессе и позволит решить вопрос мобильности и конкурентоспособности с обычным кинопроизводством. Информационная емкость 35 мм кинокадра гораздо выше цифрового формата сегодняшних дней, а специализированные отечественные стереокамеры максимально управляемы в области стереографии.

Стагнация развития, скорее даже угасание отечественного стереокино в России в конце 90-х годов прошлого столетия, в отличие от западной ситуации, объясняется не ущербностью технологии, а общим плачевным экономическим состоянием отечественной киноиндустрии, развалом широкоформатного кинематографа, к которому технологически была привязана отечественная система «Стерео-70». Поэтому ее возрождение будет связано с началом производства стереофильмов для кинотеатров гигантских экранов, сеть которых разрастается по всему миру. Многие производители стереофильмов с интересом отнеслись к отечественной технологии производства стереофильмов, которая дает экономические решения для продвижения стереофильмов не только в кинотеатрах IMAX 3D, но и в кинотеатры 35 мм формата, а в будущем и в стереозалы с цифровой кинопроекцией.

«Гигантский экран» понятие более условное, и предполагает не столько абсолютные размеры киноэкрана, сколько угол наблюдения киноизображения. Иллюзию восприятия экрана как гигантский можно достичь и в небольшом просмотровом зале на 100 человек, используя тот же 35 мм стандартный кинокадр. Так, например, компания “Western Millennium Film” открыла в Китае сеть 20 мини-кинотеатров на 100-150 мест, где демонстрируются стереофильмы, снятые в формате IMAX и конвертированные в 35 мм формат, с сохранением аналогичного по эмоциональности трехмерного восприятия. С приходом же технологии цифровой кинопроекции понятие «большой формат» и вовсе становится, чуть ли не виртуальным.

Техническое обеспечение производства первого фильма:

О кризисе фильмотехнологии в IMAX 3D было известно еще до поездки на симпозиум. Поэтому изначально производство первого отечественного стереофильма для гигантских экранов предполагается вести в формате «Стерео-70» (два классический 35 мм кадра, расположенных рядом на одной 70 мм пленке) с последующей конвертацией на два 15 перфорационных кадра на двух 70 мм пленках. Основной целью посещения симпозиума было проведение предварительной экспертизы идеи сочетания технологий «Стерео-70» и DMR. Необходимо было заручиться мнением специалистов в возможности такой конвертации. С этой целью были проведены приватные встречи с представителями компаний:

IMAX, США, штат Калифорния (David Keighley - вице-президент корпорации по фильмопроизводству)

RPS Film Imaging Ltd, Лондон (Simon Buriely – технический директор лаборатории по цифровой записи на 65 мм кинонегатив)

RPG production, США (Gordon Rick - лаборатория по сканированию широкоформатного негатива)

CFI-Technicolor, штат Калифорния (Robert Dennis – руководитель отдела 70 мм формата лаборатории по обработки кинопленок).

С вышеперечисленными лицами обсуждались вопросы технической поддержки в производстве стереофильма по технологии «Стерео-70» последующем использованием технологии DMR и получено от них согласие на проведение предварительных работ по совместному тестированию.

Партнерство в производстве и продвижении первого фильма:

Одной из тем семинаров симпозиума был обмен опытом в создании и продвижение фильмов в кинотеатры с гигантским экраном. Выступали дебютанты в этом виде кинематографа, демонстрировались фильмы пилоты новых проектов. Так, например, компания из Германии “Egoli & Tossel” (продюсер Jens Meurer) показала пилот проекта плоскостного фильма «Секрет Сибири», который они намереваются снимать в России. Испанская компания «OrbitaMax» (режиссер Jordi Liompart) поделилась опытом создания своего первого фильма «Тайна Нила» в таком формате.

На семинаре от Центра «Стереокино» был задан вопрос непосредственно к самой ассоциации: с чего необходимо начать неизвестной на рынке российской компании, которая приняла решение создать стереофильм в большом формате? Последовало так же более конкретное обращение к испанскому режиссеру, почему свой первый фильм он снял не в Испании, а в Египте? Означает ли это, что первый фильм нам следует снимать не в России, а в Испании?

Ответ подтвердил наши предположения, что для успешного продвижения и обеспечения гарантий мирового проката следует привлекать зарубежных партнеров и придавать проекту интернациональный характер.

С этой целью проводились приватные встречи с продюсерами и режиссерами, дистрибьюторами зарубежных компаний, имеющих опыт в создании фильмов для кинотеатров с гигантским экраном.

Одной из первых была встреча с президентом компании «Nwave Pictures Distribution» Mark Katz, ведущим дистрибьбютером стереофильмов для кинотеатров корпорации IMAX и режиссером Ben Staseen, создавшим за последние пять лет пять стереофильмов, владельцем которых является компания Nwave. Компания владеет правами на многие стереофильмы, снятые в последнее время для гигантского экрана, конвертировала их в 35 мм формат для мини стереокинотеатров Китая, выпустила их на DVD диски для домашнего просмотра. Оба отрицательно отнеслись к идее создания стереофильмов на пленочной технологии с использованием 70 мм киноаппаратов корпорации IMAX, ссылаясь на все те отрицательные факторы, которые были ранее приведены в настоящем анализе, но с интересом отнеслись к идее производства по технологии «Стерео 70» с последующей конвертацией под большой формат. Компания с пониманием отнеслась к предложению быть партнером проекта, вплоть до частичного его финансирования и личного участия Ben Staseen в качестве режиссера. Окончательное решение компания готова выразить после более детального ознакомления с кинопроектом.

Больший интерес к совместному производству фильма проявил президент канадской компании «BigFilms Inc.» - Daniel White, выразив намерение в 50% участии в финансировании проекта. Эта компания обладает собственным оборудованием для производства стереофильмов большого формата, однако, выразила согласие на производство фильма по российской технологии. Для получения высокого качества при съемке широкомасштабных сцен, компания предложила все же использовать собственные камеры формата IMAX (15 перфораций на 70 мм).

С не меньшим интересом к предложению о сотрудничестве отнеслась и испанская компания “OrbitaMax”, в частности ее продюсер Almuth Itzen, которая выразила горячую готовность в поисках инвестора в Испании для данного проекта.

Выводы:

Анализ информации, полученной на 9 симпозиуме международной Ассоциации «EuroMax» позволяет наметить стратегию и тактику подготовительного этапа отечественного кинопроекта.

1. Материал и тема проекта должны иметь интернациональный характер, прописаны роли для участия зарубежных актеров.

2. Режиссуру фильма необходимо поручить зарубежному режиссеру, имеющему опыт съемок стереофильмов и известный в этом виде кинобизнеса, или отечественному режиссеру, имеющему зарубежное признание.

3. Даже при возможности 100% финансирования кинопроекта отечественным капиталом необходимо привлечение зарубежных кинокомпаний и дистрибьютеров с их долевым участием в финансировании проекта, в целях обеспечения гарантий в продвижения фильма на зарубежные экраны.

4. Производство фильма необходимо вести в сочетании отечественной киносъемочной технологией «Стерео 70» с технологией конвертации DMR корпорации IMAX или аналогичной. Это позволит иметь окончательный продукт фильма в цифровом формате, позволяющим беспрепятственно конвертировать во все существующие в мире форматы 3D, для всех кинотеатров, использующих разнообразную технологию стереопоказа - от 35 мм до 70 мм формата.

5. Фильм может иметь дополнительно к большому формату широкий диапазон цифровых форматов пользования. Это DVD и HD форматы для электронных и цифровых кинотеатров; VHS, DVHS, CVD и DVD форматы тиражирования на видео и цифровые носители для домашнего просмотра, цифровой формат 2K для вывода на обычный 35 мм кинонегатив плоскостного варианта для традиционной сети кинотеатров.

6. Фильм должен иметь дифференцированную продолжительность по отношению к формату, в котором он будет тиражирован. Другими словами короткую и полную версию сюжетной линии.

Для кинотеатров с гигантским экраном, использующим формат двух 15-ти перфорационных кадра, а так же для широкоформатных отечественных кинотеатров системы «Стерео 70» экономически целесообразна короткая версия не более 45-50 минут,

Для всех других возможна более продолжительная версия в 70 и 80 минут. Как показывает накопленный опыт, продолжительность стереофильма более этого регламента вызывает утомляемость у зрителей.

Продолжительность плоскостной версии фильма для традиционных кинотеатров не имеет ограничений, но в данном случае досъемки для данной версии целесообразнее вести в традиционной технологии.

Учитывая ограниченное количество кинотеатров с гигантским экраном в мировой сети кинопроката окупаемость кинопроекта в быстрые сроки возможна только при мультиформатном показе фильма, что и практикуется в ,мировой киноиндустрии.

Финансовые расчеты стоимости производства фильма для гигантского экрана, расходы на конвертацию и тиражирование, сроки окупаемости станут предметом анализа в следующей части работы. Однако, сегодня, опираясь на опыт производства предшествующих мировых проектов, сметная стоимость производства 45-50 минутного стереофильма по технологии "Стерео 70" составит не менее 4 млн. долларов США с дополнительной суммой на конвертацию в формат 15 перфораций на две 70 мм пленки в 2 млн. долларов.

Научно-творческий Центр "СТЕРЕОКИНО"

Директор Мелкумов Александр Сергеевич